Главная | Проектирование зданий и сооружений | О системе технических регламентов в строительстве
ОПРОС
Каких материалов недостаточно на сайте
Проголосовало: 4630
Архив опросов
РЕКЛАМА






 
10 ноября 2006

Федеральный закон “О техническом регулировании” (№184-ФЗ), вступивший в силу 01.07.2003 г., предусматривает разработку, принятие и введение в действие системы технических регламентов — принципиально новой системы нормативных правовых документов, действующих в сфере регулировния экономической деятельности. Законом установлено, что реформа технического регулирования должна быть в основном завершена к 2010 году.


В отличие от ранее действовавшей системы, нормативные документы которой исчислялись тысячами и содержали как обязательные требования, так и рекомендуемые положения, в новой системе технического регулирования предусматривается:
во-первых, ограничение числа обязательных требований минимально необходимыми для обеспечения безопасности;
во-вторых, представление исчерпывающего перечня этих требований в ограниченном наборе технических регламентов;
в-третьих, принятие технических регламентов, как правило, в статусе федеральных законов.
Законом ограничиваются нормотворческие возможности ведомств, которые в сфере технического регулирования теперь вправе издавать акты только рекомендательного характера. Функции государственного контроля (надзора) в области технического (нефинансового) регулирования ограничиваются контролем за соблюдением требований технических регламентов. Обязательное подтверждение соответствия может осуществляться только на соответствие требованиям технических регламентов, причем как в форме обязательной сертификации, так и принятия декларации о соответствии. Стандарты деюре признаны документами, предназначенными для добровольного применения. При этом устанавливается равноправие национальных стандартов и стандартов организаций.
Таким образом, в течение ближайших пяти лет страна должна перейти от системы ведомственного нормирования, создававшейся применительно к условиям планово-распределительной экономики, к системе технического регулирования, отвечающей потребностям рыночной экономики, не создающей избыточных барьеров для развития бизнеса и способствующей интеграции в мировое экономическое пространство.
Строительство, как “группировка видов экономической деятельности” (используя терминологию ОКВЭД), не сможет стать здесь исключением.
Требования закона
Федеральный закон “О техническом регулировании (№ 184-ФЗ) устанавливает, что “технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента” (статья 7, п.З).
Продукция (в т.ч. здания, строения, сооружения), процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации являются объектами технического регулирования (статья 2, определение понятия “технический регламент”).
В соответствии с целями принятия технических регламентов, определяемыми статьей 6 (“защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды,... предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей”), они “с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность....” (статья 7, п.1).
При этом, “содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент” (статья 7, п.З).
Итак, технический регламент — это документ, устанавливающий обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования, который должен содержать:
— исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются его требования;
— исчерпывающие минимально необходимые обязательные требования, обеспечивающие безопасность этих объектов.
Законом “О техническом регулировании” предусмотрены два вида технических регламентов: общие и специальные.
Требования общих технических регламентов являются обязательными “в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации...” (статья 8, п.2), т.е. в отношении всей совокупности объектов технического регулирования.
Требования специальных технических регламентов учитывают “технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов...” (статья 8, п.З), т.е. устанавливаются для отдельных объектов технического регулирования, “в отношении которых цели, определенные настоящим Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов” (статья 8, п.5).
“Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам.....”, т.е. к отдельным объектам технического регулирования, “определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов” (статья 8, п.1).
Следовательно, совокупность общих и специальных технических регламентов должна содержать исчерпывающие обязательные требования в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, т.е. в отношении любого объекта технического регулирования. Безусловно, эти требования должны быть непротиворечивыми и, по возможности, не дублировать друг друга. Отсутствие дублирования достигается путем выделения в рамках группы отраслей (макроотрасли) так называемых “горизонтальных” или макроотраслевых специальных технических регламентов, содержащих инвариантные требования, общие для больших групп объектов технического регулирования (продукции, процессов производства и т. д.).


Система регламентов и система объектов
Закон “О техническом регулировании” фактически предопределяет необходимость разработки трех взаимосвязанных систем:
— системы объектов технического регулирования;
— системы обязательных требований к объектам технического регулирования, устанавливаемых в технических регламентах;
— системы требований, устанавливаемых национальными стандартами и стандартами организаций.
Система технических регламентов представляет собой, по существу, формализацию и структурирование системы обязательных требований, предъявляемых к объектам технического регулирования. И базируется она на системе объектов технического регулирования, которая должна охватывать все виды продукции (товаров, услуг), процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации, как это определено Федеральным законом.
Важный момент, на который следует обратить внимание, — невозможность построения замкнутой и непротиворечивой (в математическом смысле) системы законов. Это — следствие из так называемых теорем Геделя о неполноте и постулатов теории множеств (подробнее см. журнал “Окна и Двери”, 2005, №1 (94), с. 28-33, а также специальную литературу).
Тем самым, попытка описать в терминах законов (норм, правил) и регламентировать все многообразие социальных контактов заведомо обречена. Это подтверждает и исторический опыт, включая опыт развития прежней системы технического нормирования: неограниченный рост числа обязательных требований (элементов системы) привел к ее разрастанию, возникновению и накоплению системных противоречий, дальнейшему разрастанию уже для компенсации этих противоречий, а в результате — к потере управляемости и функциональной пригодности как инструмента регулирования.
Следовательно, система технических регламентов не может быть исчерпывающе полной, тогда как система (перечень) содержащихся в них требований будет исчерпывающей. Есть ли здесь противоречие?
На самом деле — нет. В законах-регламентах прописывается фактически только то, что запрещено (“табу”), т.е. “верхний” или “нижний” уровни показателей, обеспечивающие безопасность. Все остальное — разрешено и законно! При таком подходе, полностью соответствующем концепции реформы, снимаются математические ограничения (в частности, справедливой становится так называемая “теорема о полноте предикатов”), а система регламентов формируется как открытая незамкнутая система, способная к развитию и включающая на любом этапе своего развития в качестве подсистемы замкнутую (“закрытую”) систему требований.
Просматривается определенная аналогия с организацией автодорожного движения: законы (технические регламенты) эквивалентны запрещающим и предписывающим знакам; добровольные к применению стандарты — знакам предупреждающим и указывающим.
Итак, число регламентов (элементов системы) не должно лимитироваться. Если развитие техники и технологий не прекратится (а это маловероятно), разрабатывать новые и вносить изменения в действующие регламенты придется постоянно, в т. ч. и после 2010 года. Это относится в равной степени ко всем отраслям, включая строительство и стройиндустрию. Только так система технических регламентов сможет реально выполнять свои функции, не превращаясь при этом в тормоз для развития экономики.
Сага о “новом подходе”
Говоря о формировании системы объектов технического регулирования и системе регламентов, нельзя хотя бы вкратце не остановиться на ситуации, которая сложилась сегодня вокруг реформы технического регулирования в целом. Безусловно, реформа идет тяжело. Надо учитывать, что она непосредственно затрагивает экономические интересы не только бизнес-сообщества, но и интересы ведомств и экономические интересы многих работников этих ведомств.
За три года аргументация противников реформы эволюционировала, что само по себе вполне естественно: закон надо исполнять. Однако неприятие самой концепции реформы сохраняется, поэтому сопротивление ей теперь перешло из открытой в скрытую форму.
Вначале утверждали, что Федеральный закон “О техническом регулировании” — это революция, которая приведет к развалу строительного комплекса (“чем кончаются революции в России, известно...”), что закон написан “под диктовку” стран Запада, стремящихся во что бы то ни стало “затащить” Россию в ВТО и “заполнить отечественный рынок импортным ширпотребом”, предрекали разгул “стихии катастроф”.
Теперь утверждают прямо противоположное: якобы, Федеральный закон не вполне гармонизирован с европейским законодательством, а его отдельные положения не соответствуют принципам так называемого “нового подхода”. При этом как бы “забывают”, что евродирективы “нового подхода” представляют собой лишь компромисс, достигнутый в ходе согласования интересов государств-членов Евросоюза (чего России пока не требуется).
Навязывается “мнение”, что, в соответствии с европейским “новым подходом”, технические регламенты должны лишь декларировать требования в самой общей форме, причем только требования к продукции. Число регламентов при этом должно быть минимальным, а все конкретные требования надо по-прежнему устанавливать стандартами.
За кажущейся простотой такого решения на самом деле отчетливо прослеживается желание сохранить, по крайней мере, де-факто, прежнюю систему “обязательности” требований, фиксируемых в стандартах и других нормативных документах. А вместе с ней — и систему дорыночного контроля и надзора, включая такие ее атрибуты, как обязательная сертификация, лицензирование и проч. То есть вновь открыть простор для ведомственного нормотворчества и оставить в неприкосновенности “интересы” чиновника.


Строительство, производство строительных материалов и изделий
Система объектов технического регулирования в области строительства и производства строительных материалов и изделий (стройиндустрии) разрабатывалась и уточнялась, начиная с 2002 года. Причем разрабатывалась не заново, а на базе существующей системы, принципы и основные положения которой определяли СНиП 10.01.94 “Система нормативных документов в строительстве. Основные положения”, отмененные постановлением Госстроя РФ от 10.09.2003. № 164. При разработке были учтены также требования евро-директивы № 89/106, в т. ч. в части обеспечения безопасности строительных работ.
В 2004 г. эта система оформилась как самостоятельная часть общей Системы объектов технического регулирования, работу по созданию которой ведет Экономическая рабочая группа при Администрации Президента РФ. На основании системы объектов технического регулирования в области строительства и производства строительных материалов и изделий разработаны предложения по формированию соответствующего перечня технических регламентов.
Макроотраслевые регламенты, разработка которых предусматривается за счет средств бюджета, вошли в “Программу разработки технических регламентов на 2004-2006 годы”, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 06.11.2004 г. № 1421-р.
Распределение объектов технического регулирования в области строительства и производства строительных материалов и изделий по специальным техническим регламентам представлено ниже в таблицах и на схемах. Согласно предложенной системе, в области строительства необходимо разработать 23 регламента, в т. ч. 11 специальных регламентов, устанавливающих требования к безопасности зданий и сооружений, 9 специальных регламентов, устанавливающих требования к процессам производства строительных работ, и 3 регламента (включая общий), устанавливающие требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (процессам).
Естественно, эту структуру не следует воспринимать как жесткую, раз и навсегда заданную конструкцию. В первую очередь, это план действий на ближайшую перспективу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТАМ
 

Объект технического регулирования
Название технического регламента
Вид регламента
№ в Программе от 06.11.04
Раздел 1. ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ (строительная продукция, объекты недвижимости)
1
Здания и сооружения — строительная продукция.
Общие требования к безопасности зданий и сооружений, включая:
требования пожарной и взрывобезопасности;
требования биологической (санитарно-гигиенической) безопасности;
требования механической безопасности (отсутствие недопустимого риска разрушения здания, сооружения или его части под действием статических и динамических нагрузок, в т.ч. возникающих в результате геофизических и климатических воздействий; отсутствие риска возникновения недопустимых деформаций, способных привести к разрушению или потере эксплуатационной пригодности здания или сооружения);
общие требования безопасности к элементам зданий и сооружений, в т.ч.: основаниям и фундаментам; несущим и ограждающим конструкциям; кровле; окнам и фасадному остеклению; полам и напольным покрытиям; внутренней и внешней отделке; инженерно-техническому оборудованию и коммуникациям.
О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения.
Специальный макроотраслевой (горизонтальный)
33
2
Территориальное размещение зданий и сооружений.
Планировка и застройка.
О требованиях безопасности при территориальном размещении зданий и сооружений.*
Специальный (вертикальный)
-
3
Жилые здания, общежития, гостиницы, дома престарелых, интернаты, детские дошкольные учреждения и др. здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания, характеризующиеся наличием спальных помещений.
О безопасности жилых зданий.
То же
-
4
Общественные, административные, торговые здания, спортивные, зрелищные и др. сооружения, характеризующиеся массовым пребыванием граждан в ограниченный период времени.
О безопасности нежилых общественных зданий и сооружений.
То же
-
5
Промышленные здания и сооружения
О безопасности промышленных зданий и сооружений.
То же
-
6
Здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, в т.ч. хранилища, элеваторы, животноводческие фермы, теплицы, силосные башни и т.п.
О безопасности зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения.
То же
-
7
Сооружения транспортной инфраструктуры, включая: автодороги, аэродромы, мосты, тоннели, метрополитены, железные дороги, переезды, эстакады.
О безопасности сооружений транспортной инфраструктуры** (в Программе от 06.11.04 разделен и включен в 5 регламентов).
Специальные (в части “связанной с ним инфраструктуры”)
37,
38,
39,
40,
43
8
Здания и сооружения энергетики и энергетической инфраструктуры, включая: ТЭЦ, АЭС, ЛЭП, магистральные трубопроводы.
О безопасности зданий и сооружений энергетики и энергетической инфраструктуры** (в Программе от 06.11.04 разделен и включен в 2 регламента).
Специальные (в части “связанной с ним инфраструктуры”)
29,
30
9
Плотины, каналы, дамбы и другие гидротехнические сооружения
О безопасности гидротехнических сооружений.
Специальный
34
10
Высотные здания и сооружения, в т.ч. телебашни.
О безопасности высотных зданий и сооружений.
Специальный (вертикальный)
-
11
Подземные сооружения городской инфраструктуры: подземные торговые комплексы, автостоянки, гаражи.
О безопасности подземных сооружений городской инфраструктуры.
То же
-
Раздел 2. ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (процессы производства)
12
Процессы производства строительных и монтажных работ. Общие требования безопасности к процессам производства работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений, включая:
требования пожарной безопасности при производстве работ, минимизирующие риск возникновения пожара и обеспечивающие его нераспространение (локализацию);
требования по обеспечению механической безопасности при производстве работ (отсутствие недопустимого риска обрушения объекта или его части; разрушения от воздействия случайных факторов; возникновения недопустимых деформаций).
О требованиях безопасности к процессам производства строительных и монтажных работ***
Специальный макроотраслевой (горизонтальный)
-

* Данный регламент (регламенты) должны разрабатываться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса (№190—ФЗ) и Жилищного кодекса (№188—ФЗ).
** Предусматривается возможность соответствующего разделения на несколько специальных регламентов или включение “строительной” части в регламенты, поименованные в “Программе” от 06.11.04 (столбец 5)
*** Нижеперечисленные регламенты могут также быть включены на правах разделов в perламенты п.п 3-11





Проекты коттеджей и домов

Проект кирпичного дома 31-83

Общая площадь: 251.4 кв.м

Заказать Посмотреть

Проект бетонного дома 51-32

Общая площадь: 202.8 кв.м

Заказать Посмотреть

Проект бетонного дома 50-82

Общая площадь: 202.7 кв.м

Заказать Посмотреть

Проект кирпичного дома 33-07

Общая площадь: 407.1 кв.м

Заказать Посмотреть

Проект кирпичного дома 33-32

Общая площадь: 427.4 кв.м

Заказать Посмотреть

Проект кирпичного дома 33-50

Общая площадь: 495.3 кв.м

Заказать Посмотреть

Проекты интерьеров

Проект интерьера N01

Общая площадь квартиры < 100 кв.м.

Заказать Посмотреть

Проект интерьера N02

Общая площадь квартиры < 100 кв.м.

Заказать Посмотреть

Проект интерьера N03

Площадь квартиры 75 кв.м, создавалась она для 2 человек.

Заказать Посмотреть

Проект интерьера N100

Двухуровневая квартира, площадью 130 кв.м.

Заказать Посмотреть

Проект интерьера N101

Общая площадь квартиры 180 кв.м.

Заказать Посмотреть

Проект интерьера N102

Общая площадь квартиры 140 кв.м.

Заказать Посмотреть
 
Он-лайн консультация

05 ноября

2014 MLB jersey for cheap

05 ноября

Проект надежного электроснабжения

05 ноября

Надо сделать проект внешнего э

05 ноября

Some Of The Ideal Playtech Cas

05 ноября

Buy High quality Cincinnati Reds

27 октября

скачать решебник онлайн по алгебре

27 октября

скачать электронную книгу стивена


Новые статьи
17:31  Здание высоких технологий
17:30  Как Шереметев опередил время
13:00  Квартиры в башне Suite Vollard крутятся на 360 градусов
13:00  В Новгороде построен круглый дом
РЕКЛАМА





ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ (ГОСТы), технические условия (ТУ)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА (СНиП)

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА (СанПиН)

Нормативные документы по строительству и ремонту

© 2017 ПРОЕКТ.ru: готовые проекты коттеджа, дизайн-проекты, типовые проекты загородных домов